Самарский научный центр РАН — Нажмите для перехода на корневую страницу
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Самарский научный центр Российской академии наук

Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН»

№ 3 (2)
№ 3 (3)

2010, том 12, № 3. Содержание

ПЕДАГОГИКА

Генезис проблемы социального управления высшим профессиональным образованием в Российской Федерации
А. В. Башарина

Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития
Г. А. Быковская, И. В. Иноземцев, А. Н. Злобин

Оценка образовательного учреждения общественностью: потребности и критерии
В. И. Гусаров

Основные профессиональные компетенции будущего специалиста экономического профиля
И. В. Калягина

Изучение готовности педагогов к взаимодействию с медицинскими работниками в целях реализации здоровьесберегающих технологий в школе
Г. Ю. Порецкова, Д. В. Печкуров, Л. И. Фишман, А. А. Емелина

Благо-ориентированный и пользо-ориентированный аспекты нравственно-ценностной позиции социолога
С. В. Пупков

Внешкольная работа в педагогической системе И. Н. Ульянова
Т. С. Сергеев

Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах
М. Е. Старостина

Моделирование читательской интерпретации на уроке литературы (на примере изучения драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)
С. В. Тихонова

Гуманистический потенциал иппопедагогических идей
Е. В. Устинова

Формирование технологической компетенции как необходимое условие развития технологической культуры учащихся
Г. А. Хаматгалеева

Методисты «Серебряного века» о месте и роли изучения новейшей русской поэзии в школьном курсе литературы
Э. Т. Хафизова

Теоретико-методологические аспекты генезиса кодов и знаков в педагогике
Ю. С. Чаплыгина

Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений
Г. В. Яковлева

ПСИХОЛОГИЯ

Помогает ли подсказка, если она не осознается? Результаты исследования прайминг-эффектов
А. Ю. Агафонов, В. Ю. Карпинская

Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования
Т. И. Бонкало

Характеристики корпоративной культуры персонала в системе жизнедеятельности организации
С. В. Быков, А. А. Студеникин

Потребность в любви в пожилом возрасте
В. А. Зарецкая

Психологические аспекты подготовки будущего учителя музыки к педагогическому творчеству
Л. Е. Лакирева

Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки студентов специальности «Самолето- и вертолетостроение»
М. А. Морозова, Л. Г. Агеева

Теоретический и социально-психологический анализ сущности и структуры процесса принятия решения в профессиональном образовании
Г. В. Попова

Психологические особенности инклюзивного обучения
С. Н. Сорокоумова

«Экологическое сознание» и «экологическая культура» в модели экологического образования
Е. И. Чердымова

ФИЛОЛОГИЯ

Этофизиологические мишени манипуляции в политическом дискурсе (на примере текстотипа предвыборной агитационной речи)
А. В. Антонова

Использование электронного гипертекста при сопоставительном лингвопоэтическом анализе художественного произведения
Е. Б. Борисова, С. А. Стройков

Языковое сознание (Ассоциативная структура значения и фонетическая значимость слова)
Р. А. Даминова

Актуализаторы имплицитных условных отношений в художественном тексте на английском языке
О. В. Евстафиади

Интернет-анекдот как особый вид юмористического дискурса
Ю. В. Ерофеев

Прецедентность и интертекстуальность как маркеры англоязычного научно-методического дискурса (на материале англоязычных статей по методической проблематике)
Н. В. Иноземцева

Гиперсинтаксические функции немецких пассивных конструкций
А. З. Ишмухаметова

К проблеме устойчивости на фразеологическом уровне языка
О. А. Кулаева, О. А. Лискина

Немецкоязычный роман 1980–2000 гг.: новые формулы ускорения
Г. В. Кучумова

Лексические и морфологические средства выражения темпоральности в эрзянском и финском языках
Н. М. Мосина

Миф и реальность в романе К. Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
В. А. Нефёдов

О способах репрезентации концепта «ЖИЗНЬ» в романе В. Вулф «На маяк»: ценностная составляющая концепта
Н. Э. Петрова

Классификация реквестивных речевых актов по количеству компонентов речевой интенции
В. Ю. Сидоренко

Глагольно-девербативные функциональные комплексы в развёртывании смысла художественного текста
Н. Г. Соломатина

Социокогнитивное моделирование дискурса «Банковское дело» английского языка
С. Ю. Спирчагов

Образ церкви и связанные с нею понятия в автобиографической трилогии М. Горького
В. А. Ханов

Прагма-семантическая составляющая в тексте сонетов У. Шекспира о любви
Е. Г. Хомякова, А. Д. Момот

Эксплицитное выражение добрых напутствий в немецком и русском языках
Л. М. Шатилова

Проблема антропологизма в рецептивных стратегиях К. Вагинова (на примере романа «Гарпагониана»)
П. В. Шлапаков

Глагольные и неглагольные способы выражения категории предшествования в диалогических фрагментах художественного дискурса
И. В. Якушкина

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Шрифт и изображение в истории визуальных коммуникаций
Т. В. Белько, Д. Г. Длясин

Исследовательские подходы изучения опер и балетов отечественных композиторов ХХ века
А. В. Лазанчина

Культурный феномен саратовской гармоники в полиэтническом регионе Поволжья
А. А. Михайлова

Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира
В. М. Привалова

Формирование музыкальной компетентности студентов — будущих хормейстеров
И. М. Сигал

Инструменты ударной установки и их частная классификация
Г. В. Соколов

Психологические особенности развития профессионального сознания художника
А. Н. Яковлев

РЕЦЕНЗИИ

Кучумова Г. В. Немецкоязычный роман 1980 — 2000: курс на демифологизацию. — Самара: Изд-во САГА, 2009. — 152 с.
Н. Э. Сейбель


Наверх

2010, том 12, № 3 (2)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Менеджмент качества образования как неотъемлемая часть в подготовке высококвалифицированных кадров
Г. П. Котельников, Г. В. Санталова, А. Н. Краснов

Реализация технологии управляемого самообучения преподавателей вуза в дидактической системе последипломного образования
Л. А. Амирова

Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования
И. Э. Есауленко, И. Е. Плотникова, С. В. Колотий

Тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования
С. И. Змеев, А. С. Соколова

Интеграция науки и образования в Уральской государственной медицинской академии
О. П. Ковтун, Е. И. Глебова

Качество медицинского образования как основа развития отрасли здравоохранения
В. П. Куличенко, С. А. Блашенцева

ПЕДАГОГИКА

Дидактические принципы методики обучения решению математических задач с экономическим содержанием
В. И. Алексенцев

Новые задачи курса «Биоэтика» в контексте модернизации медицинского образования и здравоохранения
А. Ф. Амиров, Е. Ф. Липатова

Реализация проектно-технологического подхода в системе непрерывно-дискретного повышения квалификации специалистов
С. Г. Ахмерова, Э. А. Ижбулатова, Ф. Ф. Мугаллимова

Управление вузом на основе процессного подхода как базовый принцип совершенствования качества образования
Г. В. Безродная

Разработка подходов к созданию образовательной технологии внутрифирменного повышения квалификации работников аптек, занятых обслуживанием покупателей
М. Н. Гурьянова, Т. Ю. Шутова

Роль и место студенческого самоуправления в системе воспитания студентов
М. С. Дианкина

Выявление границ научного знания в процессе познания и преподавания
Н. Н. Карпицкий, Г. М. Тарнапольская

Опыт организации дистанционного обучения латинскому языку и основам терминологии: проблемы и перспективы
М. Н. Лазарева

Подготовка студентов медицинского вуза по химии — необходимое условие качественного образования будущего врача
Т. Н. Литвинова, Т. Г. Юдина

Педагогическая система формирования у студентов профессиональных научно-исследовательских компетенций
В. Н. Михелькевич, И. Б. Костылева

Правовое обучение врачей как основа совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования
А. В. Морозов, В. А. Анучкин

Изучение потребностей рынка труда в менеджерах социально-культурной деятельности
М. Л. Нюшенкова

Постановка функционально-педагогических задач при разработке учебного пособия для научной подготовки аспирантов медицинского вуза
О. В. Осетрова

Проблемы и особенности реализации дистанционного обучения в повышении квалификации специалистов учреждений здравоохранения
Ф. Б. Шамигулов, С. Г. Ахмерова, Э. Н. Терегулова, В. В. Николаева

Приёмы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку
М. М. Шлапакова

Оценка эффективности использования учебно-методических информационных комплексов при изучении фармацевтической химии
Т. И. Ярыгина, О. Е. Саттарова

ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности больных с артериальной и венозной патологией
В. А. Аверин

Последствия нарушений психоэмоциональной сферы человека
З. А. Бакирова, С. М. Мочалов, П. А. Куксо

Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития
Г. А. Виноградова, Т. С. Бобкова

Формирование деловых качеств будущего офицера посредством социально-психологического тренинга
Е. В. Губченко

Оценка качества жизни больных ишемической болезнью сердца во взаимосвязи с эмоционально-личностными характеристиками
Н. Ю. Кувшинова

Валеоакмеологические аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе
А. Г. Маджуга, Р. М. Салимова, Е. В. Титова

Глубинно-личностные предпосылки беременных женщин, способствующие грудному вскармливанию
Н. И. Мельченко, Р. Н. Калашникова

Методика предельных смыслов в изучении языковой картины мира пациента с невротической депрессией
Г. Н. Носачев, А. Н. Краснов, Д. А. Смирнова, Е. А. Слоева, Н. Ю. Кувшинова

Эмоциональная регуляция социального поведения у подростков и юношей с психическим недоразвитием
В. Г. Печерский, А. В. Дубовицкий

Саморазвитие в ситуации внутриличностного кризиса
Г. В. Попова

Супервизия в программе обучения системной семейной психотерапии специалистов, работающих с детьми
Д. В. Романов, О. З. Хайретдинов, М. А. Бебчук

Ценностно-смысловой ракурс в структуре клинического интервью психотерапевтической практики (психолингвистическое исследование невротических депрессий)
Д. А. Смирнова

Анализ психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния
Л. С. Улановская

Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками
Ф. Х. Уразаева, К. Ф. Уразаев, А. А. Дашкина

Cравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации студентов с различной структурной организацией общительности
Н. А. Фомина, И. В. Бакова

Изменение соотношения ценностей и потребностей в структуре смысловой сферы личности студентов в процессе социализации в вузе
Н. Н. Ярушкин, Л. Г. Безумова

ФИЛОЛОГИЯ

Речевое воплощение художественных деталей символического характера в романах В. Набокова
Ю. И. Алексеева

Социолингвистические аспекты заимствования в общеупотребительном языке и в терминологии
Е. В. Бекишева, С. Г. Дудецкая

Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат финно-угорского рассказа начала ХХ века
О. И. Бирюкова

Понимание научно-популярного текста сквозь призму ассоциативного эксперимента
И. В. Богословская

Фоносемантические особенности индивидуальных ассоциативных полей
Р. А. Даминова

«Школьная» тема в творчестве писателей ГДР (К. Вольф «История одного детства», Ф. Фюман «Еврейский автомобиль»)
Э. Ю. Иванова

Анализ восприятия медицинских метафорических терминов
С. Л. Мишланова

Дополнительные элементы смысла в двухкомпонентных семантически осложнённых предложениях с партиципиальными и адъективными вторично-предикативными структурами
Т. Г. Николаева

Применение категории «код» в лингвокультурологии
A. В. Папшева

Стихотворение Арсения Тарковского «Я в детстве заболел...» и его роль в апокалипсическом сюжете «Ностальгии» Андрея Тарковского
М. А. Перепелкин

Дефиниция диалектической взаимообусловленности понятий внутренней красоты и внутреннего безобразия на эксплицитном и имплицитном уровнях в немецких и русских паремиях
Н. В. Попова

Нивелирование международного общения на английском языке как результат глобализации
Т. А. Филоненко

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Искусство как жизнесохраняющий вид человеческой деятельности
А. И. Бондаренко

Личность и политика. Проблемы современной молодежной субкультуры
И. В. Васильев

Феномен любительского музицирования и женское музыкальное творчество XIV–XV веков
С. В. Иванова

О генезисе литературных источников в традиционном песенном фольклоре Пензенской области
Т. Г. Кондратьева



Наверх

2010, том 12, № 3 (3)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Бикорпоративная система непрерывного профессионального образования строительного комплекса региона
М. И. Бальзанников, С. Н. Лысов

Междисциплинарные учебные комплексы в системе инженерного образования
А. А. Гилев

ПЕДАГОГИКА

Формирование экспериментальных компетентностей в системе методической подготовки будущего преподавателя физики в условиях классического университета
И. М. Агибова

Роль бизнес-образования в подготовке кадров для России
Е. А. Алонцева, И. В. Хорина

Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий
В. Н. Аниськин

Сущность и научные определения феномена профессионализма учителя
Ю. М. Асадов

Библиографический аспект методики формирования системы информационного сопровождения субъектов туристской деятельности
Н. А. Барабанова

Морально-этическая рефлексия учащегося
В. П. Бездухов, О. К. Позднякова

Знаково-символическая деятельность в образовательном пространстве: семиотический подход к формированию ИКТ-компетентности выпускника вуза
О. Ф. Брыксина, М. В. Шарьизданова

Десмоэкологический подход к формированию здоровьесберегающих компетенций студентов — будущих учителей в учебном процессе вуза
А. Г. Бусыгин, В. И. Пентюхин

Многоуровневая система подготовки специалистов по механизации и автоматизации строительства
С. Я. Галицков, В. Н. Михелькевич

Некоторые проблемы преподавания математики в строительном университете
В. С. Ганиев

Современные тенденции развития корпоративного образования
А. А. Гилев

Дополнительное профессиональное образование взрослых: принципы и особенности
О. Я. Гилева, И. П. Шиманчик

Математический подход к организации учебной деятельности студентов-первокурсников технического вуза
В. В. Горелова

Модель системы оценки сформированности компетентности безопасности жизнедеятельности человека
Л. Н. Горина, Н. Е. Данилина

Особенности дифференцированного обучения студентов нефилологических вузов русскому языку
Е. А. Горлова

Системный подход к обучению лексике по специальности в формате модульного обучения
Е. Н. Дербенева, Л. В. Федотова

Информационные технологии как фактор повышения эффективности изучения дисциплины «Сопротивление материалов» в профессиональной подготовке строителя
И. Г. Ермошкина

Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий
Е. В. Иванова

О внедрении непрерывного тестирования в процесс изучения теоретической механики
Г. А. Игнатов

Подход к управлению качеством образования в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой
В. М. Исаков

Приемы варьирования задачи как метода построения систем
Г. И. Ковалева

Педагогическое самоуправление как фактор результативной научной подготовки и саморазвития в модели профессионального образования
Г. В. Попова

Взаимодействие студентов и преподавателей в процессе педагогической диагностики и контроля
С. А. Русинова

Педагогический тест как средство оценивания результатов обучения в профессиональной подготовке учителя географии
Е. С. Степанова (Непопалова)

Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета
А. В. Фомкин, М. В. Фадеева

Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении
Ю. С. Чаплыгина

Применение категориального анализа в профессиональной ориентациии абитуриентов
С. В. Чернова, А. А. Салмин

Аспекты формирования речевого имиджа лидера студенческого самоуправления
А. Н. Шабалина

ПСИХОЛОГИЯ

Понимание феномена совести в психологии
С. А. Барсукова

Сравнительный анализ экспериментальных данных по изучению детей в Самарской области с исследованиями Ж. Пиаже по проблеме выделения категориальных признаков в процессе классификации
Л. В. Бумагина

Принципы разработки социально-психологических критериев качества высшего образования
А. В. Быкова

Психолингвистика речевого общения: взаимосвязь личностных характеристик общающихся и уровня их языковой культуры
В. В. Доброва

Формирование нравственной направленности студента — будущего инженера
О. Ю. Доронина

Невротическая потребность в любви у женщин пожилого возраста
В. А. Зарецкая

Возможности мониторинга социально-психологической компетентности студента в вузе
Е. И. Колесникова

Структурно-функциональная модель психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы
Л. Ф. Красинская

Семантика визуальных коммуникаций
В. Г. Мосин

Деструктивные новообразования личности учителя на разных этапах профессионализации
Е. О. Ненарт, С. П. Пронин

Изучение психических состояний студентов и солдат, имеющих различные стили саморегуляции состояния (t-критерий Стьюдента и факторный анализ данных)
Л. С. Улановская

Социально-психологическая компетентность педагогического персонала
Е. Б. Шевченко

ФИЛОЛОГИЯ

«Свое» как переструктурированное «чужое» (к вопросу о типах диалогических отношений между татарской прозой 1-ой трети ХХ в. и русской классикой XIX в.)
В. Р. Аминева

Экспериментальное исследование степени и глубины понимания текста
И. В. Богословская

Фреймовый подход к анализу языкового пространства немецкого романа-воспитания
С. В. Буторин

Многоаспектность лексической коннoтации
Л. В. Кропотова

Принципы морфемного членения слов в отечественной лингвистике
И. А. Кузьмина

Взаимодействие кодов культуры и естественного языка
A. В. Папшева

Диалектическая интеграция понятий внешней красоты и внутреннего безобразия в немецких и русских пословицах
Н. В. Попова

Граница в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
М. В. Прасковьина

Художественное воплощение легенды о граде Китеже в творчестве М. Горького и литературная традиция
В. А. Ханов

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Психолого-педагогические аспекты формирования художественного сознания при изучении истории искусства
А. И. Бондаренко

Артисты балета Кировского театра Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев в годы войны
И. Б. Ваганова

Система дизайна инновационных легковых автомобилей
С. А. Зайцев

Музыкальная культура кочевников Центральной Азии и Китая
А. Мухамедиулы

Чаши Мастера бегунов в собрании Государственного Эрмитажа (к вопросу об атрибуции массовой продукции аттических вазописцев)
А. Е. Петракова

Наверх
Контактная информация: Адрес: 443001, Самара, Студенческий переулок, 3А
Телефон: +7 (846) 337-53-81, 340-06-20; факс: +7 (846) 337-82-79
Эл. почта: presidium@ssc.smr.ru